Обобщающий урок. 5 класс.
Повторение по теме «Морфемика».
Акимова С.А., учитель русского языка
МОУ СОШ №
Цели:
1. Обобщить знания учащихся по данному разделу; повторить понятия основа, окончание, корень, приставка, суффикс, их значение.
2. Совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
3. Обогащать лексический запас учеников.
Оборудование: видеомагнитофон, картонные звезды-слова, нарисованное дерево, иллюстрации или фотографии с изображением зимнего пейзажа, плакаты с текстами, карточки с изображением суффиксов, раздаточный материал.
(См. приложение в электронном исполнении.)
Ход урока
1. Слово учителя.
(Постановка цели и задач)
Урок сегодня будет необычным. Мы отправимся с вами на прогулку в зимний лес. Представьте, у подъезда нас ждет с нетерпением тройка с резными санями… Мы садимся в нее… Весело зазвучали бубенцы и рванулись кони вперед. Мы мчимся к таинственному лесу…(Видеозапись фрагмента х/ф «Метель».)
И вот мы уже на опушке, осторожно отводим замерзшие ветки кустарников и пробираемся вглубь. А там…
2. Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием.
Зак__лдован нев димкой,
Дремл т лес под ска ку сна,
Словно белою к сынкой
Оп ясалась с__сна.
Задание:
· запишите предложение, вставляя пропущенные буквы;
· объясните орфограммы;
· произведите синтаксический разбор предложения;
· во второй строке выделите окончания и основы слов.
- Какие слова имеют окончание? Что такое окончание? Докажите, что в слове лес нулевое окончание. Какое окончание называют нулевым?
3. Словарно-орфографическая работа.
Слово учителя.
Мы осматриваемся по сторонам и видим, как сквозь фиолетовый сумрак пробиваются серебряные огоньки-звезды. Это известные нам словарные слова. (Появляются на доске звездочки или проецируются на экран. Слайд 1.)
Задание:
· запишите слова ар__мат, б__реза, ос__на, вставляя пропущенные буквы;
· проставьте ударение, объясните орфограмму;
· обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;
· к данным словам подберите родственные (работают по рядам). (Слайд 2).
ароматный осинка березка
ароматно осинник березняк
ароматизированный осиновый березовый
ароматик подосиновик подберезовик
- Еще одна звездочка зажглась на небе – это новое слово лазурь, которое мы выучим с вами.
· проговаривание слова по слогам;
· проговаривание слова в темпе;
· запись в тетради (на доске появляется звездочка со словом);
· проставьте ударение, поделите на слоги;
· дайте лексическое толкование слова (ребята путают данное слово с лексическим значением слова заря);
· работа со словарной статьей учебника;
· составление словосочетания, графический разбор (небесная лазурь).
4. Выборочное списывание.
Слово учителя.
Мы идем дальше. Деревья расступаются перед нами, и мы на поляне, которая нам уже знакома. (На предыдущих уроках ребята знакомились с полянкой, на которой поселились значимые части слова – морфемы.) (Слайд 3).
- Кто живет на полянке? (Морфемы.) Что такое морфемы? ( Значимые части слова.) Перечислите морфемы. ( На доске появляются значки.) Какая морфема самая главная? (Корень.) Почему? (В ней содержится лексическое значение всех однокоренных родственных слов.)
На волшебной поляне – сказка. (Появляется плакат со стихотворением С. Погорельского или слайд 4.)
Снежная сказка.
Проплясали по снегам У заснеженной реки
Снежные метели. В снежном переулке
Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,
Песню просвистели. Режут снег снегурки.
Задание:
· выпишите из стихотворения однокоренные слова;
· укажите, какое из них появилось раньше;
· сделайте вывод, что такое корень и его значение в слове.
(Снег, снежные, снегири, снеговикам, заснеженным, снежки, снегурки. Слайд 5.)
- Какие помощники подключились к работе при создании слов? (Приставки и суффиксы.) Дайте определение данных морфем.
5. Словообразовательное упражнение.
- Давайте отдохнем на полянке. (Обращаю внимание на иллюстрации,
показываю карточки с разными суффиксами, слайд 6.)
Задание: придумать и записать слова с данными суффиксами на тему «Зимний лес», выделяя словообразовательную морфему.
(Лазурный, мутный, маленький, беленький, голубоватый, серебристый, золотистый, пушистый, елочка, березка, сосенка, дубок, снежок, зайчик и т. д.)
− Какая морфема помогла отдохнуть на полянке?
− Какое значение имеет?
6. Игра «Кто больше?»
Мы пробираемся дальше по заколдованному лесу. Но перед нами препятствие – СУГРОБ. Давайте разгребем его. (Достаю пакет с заданием.)
Задание:
· отыщите как можно больше глаголов в зимнем лесу с приставками, записывая слова в столбик и обозначая орфограммы в приставках;
· подберите к глаголам существительные, подходящие по смыслу;
· сделайте вывод о значении приставок.
Принакрылись (чем?) снегом, серебром
Покрылись (чем?) инеем, шапками
Зазвучали (как?) радостно, звонко
Спускаются (откуда?) с гор, с ветвей
Выглядывают (откуда?) из-за туч
Пролегли (как?) ровно, гладко
Опушились (чем?) инеем
Принарядились (во что?) в платья, наряды
7. Творческое списывание.
КОЗ 1
Коммуникативная компетентность
Аспект – продуктивная групповая коммуникация
ΙΙΙ ступень
Стимул:
Чтобы найти тропинку, ведущую к тройке, вы выступите в роли редакторов.
Задачная формулировка:
Работая в группах, обсудите в течение 5 минут, какие подходящие по смыслу слова можно вставить на месте пропусков, и заполните этот текст.
Красив, (…) русский лес зимою. Над ( …) тропинками (…) арками согнулись под тяжестью инея стволы (…) берез. (…) шапками (…) снега покрыты (…) ветви (…) елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем (…) шишек.
Модель ответов:
1) Чудесный, узкий, большой, белый, огромный, рыхлый, тонкий, пушистый, кедровый.
2) Волшебный, снежный, круглый, стройный, снежный, белый, упругий, зеленый, коричневый.
3) Сказочный, мелкий, снежный, молодой, огромный, пушистый, молодой, зеленый, лиловый.
4) Нарядный, нехоженый, снежный, белостройный, пышный, серебристый, тонкий, высокий, мелкий.
5) Чудесный, лесной, ажурный, молодой, тяжелый, серебристый, зеленый, маленький, коричневый.
Исходный текст:
Красив, чудесен русский лес зимою. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
Шкала оценивания:
Максимально приближенный к авторскому тексту (6 – 9 слов, или синонимов) – «5».
Мало приближенный к авторскому тексту (3 – 5 слов, или повторяющихся, или не близких по значению) – «4».
Слово учителя.
Наступила пора возвращаться домой. (Подведение итогов.) Мы садимся в сани. Зазвенели бубенцы… И лес торжественно прощается с нами. (Видеозапись фрагмента х/ф «Метель»).
8. Домашнее задание. Написать миниатюру «В зимнем лесу», используя материал урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий